Министерство просвещения РФ разъяснило принципы, по которым будут выставлять оценки за поведение в российских школах.

Как сообщило Минпросвещения РФ, с 1 сентября 2025 года в некоторых школах шести регионов России начнётся эксперимент по выставлению оценок за поведение. Речь идёт о Новгородской, Ярославской, Тульской областях, Луганской Народной Республике, Чеченской Республике и Республике Мордовия.
Эксперимент продлится 4 месяца. Эксперты будут смотреть, как это влияет на дисциплину, мотивацию и атмосферу в классах, пробовать разные варианты критериев и оценивать, как изменится нагрузка на учителей.
По словам министра просвещения Сергея Кравцова, основной задачей апробации является создание комфортной и мотивирующей среды для развития каждого ребёнка.
По завершении эксперимента пройдёт обсуждение с учителями и родителями школьников, по итогам которого будет принято решение о том, нужны ли поправки в законодательство и введение такой оценки во всех школах.
Комментируя вопрос о критериях оценивания, в ведомстве заверили: «Критерии и порядок выставления оценок сейчас разрабатываются. Обязательно будет соблюдён принцип объективности оценки поведения ребёнка учителями. Главная задача оценок, практика выставления которых положительно зарекомендовала себя в советское время, – укрепление сознательной дисциплины детей, а главный критерий – выполнение своих основных обязанностей. Это старательное обучение, прилежное поведение, активное участие в общественной жизни школы и общественно-полезном труде».
Стоит отметить, что, по данным исследования ценностных ориентаций молодёжи за 2023 год, проведённое Институтом воспитания, запрос на оценку поведения есть со стороны значительной части родителей, педагогов и даже самих школьников.
Отвечая на вопрос о том, какими должны быть критерии такой оценки: едиными для всех школ или гибкими, учитывающими особенности разных учебных заведений, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Московского государственного психолого-педагогического университета Ольга Ульянина ответила представителям пресс-службы «Российской газеты» следующее: «Оптимальным представляется гибридный подход. Нужен единый федеральный перечень базовых критериев, где были бы определены общечеловеческие духовно-нравственные ценности и основные требования к участникам образовательного процесса. А школы должны иметь возможность разрабатывать или адаптировать дополнительные критерии, учитывающие их специфику (тип школы, социальный контекст, приоритеты воспитательной работы, класс/возраст). К этой работе – определению гибкой части критериев – нужно привлекать учителей, родительский комитет и, возможно, даже органы ученического самоуправления (для старших классов)».
Говоря о ключевой функции новой оценки поведения, О. Ульянина сообщила: «Это и формирование понятий о социальных нормах, ответственности, эмпатии, и способ профилактики буллинга, и шаг к созданию психологически безопасной школьной среды. Кроме того, так можно увидеть ребят, которые остро нуждаются в поддержке. Важно, чтобы эта оценка не была просто дополнительным баллом, снижающим средний балл аттестата. Она должна влиять и на сам процесс обучения и воспитания. В идеале оценка за поведение должна говорить не только о дисциплине, но и об участии в общественной жизни. Возможно, её надо вынести в отдельный раздел документа об образовании или портфолио».
Стоит также отметить, что Минпросвещения РФ начало подготовку перечня игрушек для детских садов. Он может появиться уже в 2026 году. О планах разработать такой список глава ведомства заявлял ещё в начале марта.